Михаил Мишин: «Юмор – это своеобразный инстинкт самосохранения человека. Он помогает жить»

Михаил Мишин: «Юмор – это своеобразный инстинкт самосохранения человека. Он помогает жить»

15 апреля 2018

Эксклюзивное интервью писателя-сатирика — о жизни, юморе и долгом творческом перерыве.

15 апреля — ИА «News». В Петербурге состоялся творческий вечер писателя-сатирика, переводчика и сценариста Михаила Мишина. О том, как изменился юмор, почему сегодня не снимается смешное музыкальное кино, и о том, почему доброе и смешное становится вечным, писатель рассказал нам в эксклюзивном интервью.

— В советское время вы были мега-популярны. Потом исчезли со сцены на несколько лет, и вот — снова выходите к аудитории. Есть ощущение, что все изменилось, и даже юмор стал совсем другим?

— Конечно. Жизнь ведь не стоит на месте. Перемены эпохальные и стремительные. Если сравнивать, сейчас вижу такую тенденцию — людей стало трудно удивить. Убито чувство удивления.  Скажи завтра, что прямо на палубе золотой яхты банда обкуренных олигархов зажарила и съела очередную кандидатку в президенты, поверим в одну секунду. Тем более, кандидатка лично опишет процесс своего поедания в передаче Малахова. Когда нет норм, нормально все. Отсюда проблемы жанра. Для сатиры основной прием — гипербола. А что сегодня можно преувеличить? Поэтому главное, что произошло с жанром — трудно изумить. В ССССР же все было другим, и у юмористов задача была другая — мы «боролись с системой». Хотя никто из нас не был настоящим диссидентом, это все были игрушки. Тем не менее мы подтачивали ту стену, как короеды, чувствуя свою выдающуюся нужность. И когда это удавалось, к тебе прибегали после выступления и говорили: «Тебя посадят». Это был высший комплимент.

— То есть рисковали. А на что еще, интересно, приходилось идти советским деятелям искусства, чтобы создавать то искусство — фильмы, которые мы смотрим до сих пор, песни, которые поем? Вы же в своем творчестве охватили разные сферы — и в кино, и в театре работали, и книги переводили…

— Тут пример из кино вспоминается — из жизни моего друга режиссера и актера Михаила Казакова, которому ради того, чтобы снять фильм «Покровские ворота» пришлось обернуться Феликсом Эдмундовичем Дзержинским. Он потом мне рассказывал, что сопротивлялся, отказывался. Но его долго уламывали. «Так прямо и сказали: сыграешь Дзержинского — дадим снять «Покровские». Ну, а когда он сыграл, понятно стало, почему именно Мишу они хотели. Рыцарь явился просто сказочный. Воплощение легенды. Острый взор, твердая поступь, холодная голова, чистые руки и далее по списку. Грозный снаружи — добрый внутри. Памятник такому Дзержинскому я бы и пальцем не тронул.

— В советское время действительно искусство было и настоящим, и народным одновременно. Куда все делось?

— Очень хороший вопрос. Куда делось? В этом я, конечно, виноват. Надо со мной разобраться. А если серьезно, почему не стало? Потому что нет поддержки этого. А потому что в СССР было хозяйство плановое. Надо было снять музыкальный фильм, детский, приключенческий, музыкальный — давали задание и снимали. А потом все рухнуло, и это рухнуло. Для того, чтобы все это делать, нужна чья-то воля. Кто-то должен это поощрять, создавать для этого преференции. Кроме того, сегодня у нас ведь уже довольно большой уже опыт смотрения хорошего западного кино. Скорости другие, мюзиклы лучшие из лучших. Что попало уже не снимешь — не пройдет, надо делать на высоком уровне. А мы разучились, нам дорого. Ну а кроме того еще я не знаю, кто бы сегодня мог бы снять хороший музыкальный фильм. В СССР такие люди были. Гайдай, Рязанов, Ян Фрид, фильмы которого шли на советском ТВ статистически больше всех вместе взятых, все их вспомните —  «Собака на сене», «Летучая мышь», «Сильва». И все, заметьте, смотрят это до сих, потому что жанр до сих пор востребован. При том, что это все уже очень давно не снимают. А потому что людям этого не хватает.

— А ведь в советском кино, в жанре музыкальной комедии вы тоже работали. Как раз с Яном Фридом. «Сильва» — ваш сценарий. Можете вспомнить, как это было?

— Как было? Мне было лет 30. Я был невероятно голубоглазый блондин, и очень хорош собой. Все время болтался в павильоне. Ко мне относились хорошо, а я во все лез и всем мешал (смеется). Ну а если серьезно, как бывает на съемках кино? Все кипело, шипело, суета, десятки людей, все кричат, шипят, что-то таскают. Ну и я. Однако весь этот хаос приводил гармонию, когда появлялся на съемочной площадке Ян Фрид, режиссер. Когда снимали «Сильву», ему было уже под 70. До сих пор отлично помню его образ — в высшей степени элегантный, с абсолютно ясным умом. Человек высшей степени порядочности, благородства, внутреннего достоинства. Жену свою — актрису Райскинского театра Викторию Горшенину, с которой они познакомились еще во время войны — каждый раз, когда она уезжала на гастроли, встречал на вокзале с цветами. Она, кстати, тоже снималась в «Сильве», и ее персонаж, и ее мужа, которого играл Михаил Светин, придумал как раз я — их не было в каноническом сценарии. А потом зрители писали мне письма: зачем вы исказили эти образы, которых не было раньше. Вот я до сих пор и думаю: как я мог исказить образы, которых раньше не было?

— Ну, если уж говорить про образы персонажей, некоторые из них у вас получились вечными. Вы ведь только материально исчезали со сцены, а на самом деле оставались на ней все эти годы — переведенные вами спектакли идут на российской сцене уже по 15-20 лет. «Эти свободные бабочки», «Слишком женатый таксист», «Эта прекрасная жизнь». «Бабочки» только в Питере сейчас в трех театрах идут, «Таксист» — на трех сценах в Москве. Как считаете, почему, кстати, они такие долгожители? В чем секрет их успеха?

— Потому что эти произведения очень смешные, светлые, добрые. Вот, например, «Эти свободные бабочки». Расскажу вам историю моих взаимоотношений с этой пьесой американца Леонарда Герше. Мне в руки она попала в годы перестройки. Друг привез мне несколько книг с американскими пьесами. Я стал читать, и наткнулся на нее. И как же она мне понравилась! Своей легкостью, чистотой, простотой. Она шла в разрез всему потоку порнухи и чернухи, который хлынул на нас с перестройку. Я ее перевел и отнес в Театр имени В.Ф. Комиссаржевской. И вот начало — ее сразу взяли, и поставили, и дальше без малейших усилий она разлетелась по всей стране, и по сей день идет в разных городах. Мне это очень приятно! А почему? Потому что очень светлая, смешная. Понимаете, ведь юмор — это своеобразный инстинкт самосохранения человека. Человек сталкивается с трудностями, он этого преодолеть не может, но юмор помогает это сделать, пережить что-то, спасает. 


Комментарии

К этому материалу еще нет комментариев

Написать комментарий:

Лента новостей

Политика
Трамп заявил, что за четыре часа улучшил отношения США и России

Трамп заявил, что за четыре часа улучшил отношения США и России

16.07.2018 / Прошедшие переговоры с президентом России Владимиром Путиным значительно улучшили отношения между двумя странами, считает Дональд Трамп.

Экономика
Пожилым людям выделят 5 млрд рублей на повышение квалификации

Пожилым людям выделят 5 млрд рублей на повышение квалификации

16.07.2018 / Такую сумму предполагается тратить ежегодно.

Общество
В Петербурге составили рейтинг районов, наиболее благополучных по качеству коммунальных услуг

В Петербурге составили рейтинг районов, наиболее благополучных по качеству коммунальных услуг

19.07.2018 / Таких районов пять: Кронштадтский, Выборгский, Калининский, Приморский и Красносельский.

Происшествия
В Купчино психически больной мужчина жестоко убил родную бабушку – жительницу блокадного Ленинграда

В Купчино психически больной мужчина жестоко убил родную бабушку – жительницу блокадного Ленинграда

19.07.2018 / Психически больной внук сначала избил, а потом задушил пенсионерку.

Спорт
В мире
Шварценеггер обвинил Трампа в предательстве страны во время встречи с Путиным

Шварценеггер обвинил Трампа в предательстве страны во время встречи с Путиным

17.07.2018 / Звезда Голливуда увидел в президенте США «маленького фаната» Путина и «раскисшую макаронину».

Здоровье
Детский врач в больнице оказалась самозванкой с фальшивым дипломом

Детский врач в больнице оказалась самозванкой с фальшивым дипломом

29.06.2018 / В администрацию клиники сыпались обращения от родителей, возмущенных некачественным лечением их детей.

Авто
Водителям могут разрешить регистрировать автомобили без похода в ГИБДД

Водителям могут разрешить регистрировать автомобили без похода в ГИБДД

11.07.2018 / Регистрация будет осуществляться сразу — при покупке машины у официального дилера.

Наука
NASA: Сатурн «разговаривает» со своим спутником Энцеладом

NASA: Сатурн «разговаривает» со своим спутником Энцеладом

11.07.2018 / Два небесных тела обменялись плазменными волнами, а зонд Cassini записал это «общение».

Культура / Шоу-бизнес
Гоша Куценко сыграет Юнус-Бека Евкурова в фильме «Балканский рубеж»

Гоша Куценко сыграет Юнус-Бека Евкурова в фильме «Балканский рубеж»

15.07.2018 / Фильм расскажет историю марш-броска на Приштину.